Урок-конспект по теме: "Природа весной"

Рекомендации: Предлагаемый урок можно провести как итоговый, после изучения всего материала об изменениях, которые происходят в природе весной. Урок поможет выявить, насколько дети знают тему, насколько прочны знания.

Саврасов Грачи прилетели

Цели урока:

• закрепить знания учащихся по теме, обобщить знания об изменениях в природе весной, повторить и закрепить пройденный материал;

• оценить знания учащихся по теме;

• развивать познавательную деятельность учащихся, умение мыслить логически, умение обобщать, делать выводы;

• воспитывать любовь к родному краю, к природе, бережное отношение к окружающему миру;

• развивать умение работать в команде;

• уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

обобщение темы и закрепление знаний учащихся;

• выявление трудных тем, выявление пробелов в знаниях.

Оборудование: ПК, проектор, картинки, раздаточный материал, изображение трех замков, где томятся месяцы, ворота в сказочное царство, костюмы, музыкальная запись, запись голосов птиц, кроссворд.

Тип урока: обобщающий

Межпредметные связи: литература, музыка.

Ход урока

I. Орг. момент

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в гости к одной важной даме. Узнаете ли вы ее?

Учитель читает стихотворение Пушкина "Еще дуют холодные ветры".

О чем идет речь в стихотворении? (О весне)

Знаете, ребята, сегодня я получила тревожное послание. Пишет нам Весна:

"Милые дети! В моем царстве-государстве случилась беда. Моих сыновей заколдовала злая ведьма. Только ваши знания помогут снять злые чары.

Жду с нетерпением, Весна."

Итак, мы срочно отправляемся в путь. Но сначала давайте вспомним, о каких трех сыновьях говорит Весна?

(Март, апрель и май)

II. Актуализация

Звучит музыка.

Первая остановка: ворота царства.

Учитель: Нам никак не попасть в царстве Весны, пока мы не ответим на вопросы главного стражника.

Блиц-опрос (Вопросы задает либо сам учитель, либо ученик, наряженный стражником)

1. Назовите все три месяца весны.

2. Почему выделяют 21 марта?

3. Что происходит весной на реке?

4. Почему дни становятся длиннее?

5. Какие весенние праздники вы знаете?

6. Вспомните пословицы о весне.

III. Обобщение знаний по теме "Весна в неживой природе"

Вот мы и в царстве Весны. Но посмотрите, что творится на главной площади возле замка, где томиться месяц Март! Нужно срочно навести порядок.

1. Для начала вспомним, что относится к неживой природе.

Расположите картинки (слова) в две группы: живая и неживая природа.

Слова: дождь, осадки, небо, солнце, дерево, трава, лед, река, животные, ветер, птица, туман, снег, цветы, облака, гроза, молния, рыба.

2. Учитель: Какие изменения происходят весной? Ответы учащихся.

Задание: Вставьте пропущенные слова в рассказ (можно сделать в презентации).

В марте еще кругом лежит …, но воздух становится ….. Солнце поднимается все …, дни стали ….. Снег постепенно темнеет и …. Звенит …., природа медленно ….

В … снега почти нет. Про этот месяц говорят, что он водою славен и в народе его называют водолеем. На реках начинается …. Иногда можно наблюдать ….

В … лес обновляется. В небе гремит первая …, а …. ласково смывает с первых листочков придорожную пыль.

Слова для справок: снег, теплее, выше, ниже, теплее, холоднее, тает, капель, просыпается, апреле, марте, мае, ледоход, половодье, гроза, дождь.

Все выполнили правильно! Ура! Первое заклятье снято! Мы освободили первый месяц весны- Март!

Встречайте!

Выходит ученик, представляющий март. Читает стихотворение С.Козлова "Март".

IV. Обобщение знаний по теме: "Пробуждение природы весной (первые растения)"

Теперь нам предстоит освободить второго сына весны. В тесной темнице томится Апрель. Чтобы освободить его, нам нужно решить кроссворд.

Кроссворд необычный – о первых растениях, которые появляются весной. Как называют эти цветы? (Первоцветы)

Какие цветы расцветают первыми? Ответы учащихся.

Дети решают кроссворд

Вот и свободен средний брат! Апрель, добро пожаловать к нам в гости!

Выходит ученик, представляющий Апрель. Читает стихотворение С.Маршака "Апрель"


V. "Животные и птицы весной"

Остался последний, младший сын – Май! Давайте поспешим к нему на выручку!

Что это написано на воротах третьего замка?

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

О ком идет речь? (О птицах)

Итак, нам нужно вспомнить, какие птицы прилетают к нам весной.

Группа учащихся заранее подготовила загадки о разных птицах. Можно использовать и костюмы.

Кто прилетает первым? Кого люди называют символом весны?

1 ученик:

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огородом, полю – врач.

Глянцевитый, черный …. (Грач)

Учитель: Что вы знаете о грачах? (Для справки: В народном календаре 1 марта называют Герасим-грачевник. Грач – символ весны. Первые грачи появляются 17-19 марта.)

Кто прилетает вслед за грачами?

2 ученик:

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать - дворец

Прилетай скорей… (Скворец)

Учитель: А что вы знаете о скворцах?

(Для справки: Скворцы прилетают вслед за грачами. Они ходят по полям, выискивая в мерзлой еще земле личинок и насекомых. Скворцы не поют, а прекрасно подражают звукам. Их любят за веселый нрав.)

3 ученик:

Любовно, по своим законам,
Арбузик – кругленькую хатку –
Слепила под моим балконом
Трудолюбивая касатка.
Определяю я назавтра
Частенько точную погоду,
Как по мозаике заката,
А также по ее полету. (Ласточка)

Учитель: Вспомните, какие приметы вы знаете? Какие пословицы о ласточках?

(Для справки: Ласточки прилетают в конце апреля. Они едят насекомых, добывая их на лету. С ласточками связано немало народных примет.)

Учитель: Эти птицы появляются первыми. А какие еще птицы прилетают к нам весной?

Учащиеся: Жаворонки, кукушки, соловьи, иволги, трясогузки, аисты, журавли, гуси, утки.

Учитель: Вот и первое задание, которое поможет нам освободить месяц Май.

Нам нужно узнать: чей голос звучит?

Звучат голоса птиц. Дети должны угадать, чьи трели раздаются. Для облегчения задания можно демонстрировать картинку с изображением данной птицы.

Учитель: Как скучен был бы мир без птиц! И как жестоки бывают порой люди к пернатым!

Ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого "Просьба".

Учитель: А что мы можем сделать для того, чтобы птицам было всегда уютно с нами рядом?

Ответы учеников.

По желанию: подготовленная пара исполняет вальс под музыку "Вальс весенних птиц".

Учитель:

Но еще не свободен месяц Май! Злая колдунья приготовила еще одно задание.

На доске - картинки с изображением следов различных животных. (Можно сделать в презентации).

Задание: угадайте, чьи это следы и расскажите, как ведет себя это животное весной.

Рассказы учащихся о медведе, лосях, зайцах, белках, змеях, лягушках.

Молодцы! Вы справились с заданием! Вот и свободен месяц Май!

Выходит ученик, представляющий май, читает стихотворение И. Гуриной "Май".

VI. Подведение итогов

Мы с вами сняли злые чары. Теперь весенние месяцы свободны. И все они придут к нам в гости – каждый по очереди. А мы будем встречать их стихами и песнями.

Учащиеся читают стихи о весне или поют песню.

VII. Выставление оценок

VIII. Домашнее задание

Подготовить сообщение о первоцвете или о любом животном (на выбор).

Творческое задание: написать сказку о весне.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.